Регулировка топливного насоса высокого давленияПроверку топливного насоса высокого давления и его регулировку должны выполнять специалисты в мастерской на стенде (типа «Фридман и Майер»).
Регулировка должна производиться на профильтрованном дизельном топливе или его смеси с индустриальным маслом. Полость насоса заполнять маслом, применяемым для двигателя, до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора. Масло заливать через отверстие на верхней крышке регулятора, закрытое пробкой. Сливное отверстие на время регулирования должно быть заглушено.
Регулировка должна производиться с рабочим комплектом проверенных форсунок, соединенных с секциями насоса. Форсунки устанавливать на двигатель в порядке их соединения с секциями насоса при его регулировке.
Стендовые топливопроводы высокого давления должны иметь длину 616-620 мм и объем 1,8-2 см3.
Величину и равномерность подачи топлива регулировать при температуре его перед фильтром 25-30°С, давлении на входе в. насос в пределах 0,6-0,8 кгс/см2 и частоте вращения кулачкового вала 1300 об/мин. Если давление отличается от указанного, вывернуть пробку перепускного клапана и шайбами отрегулировать давление открытия.
Начало подачи топлива регулировать, заглушив отверстие перепускного клапана резьбовой пробкой М14х1.5.
Порядок проверки и регулировки величины и равномерности подачи топлива:– убедиться в герметичности нагнетательных клапанов, проверив их методом опрессовки профильтрованным дизельным топливом через подводящий канал корпуса топливного насоса под давлением 1,7-2 кгс/см2 при положении реек, соответствующем выключенной подаче. Давление проверять по манометру, который установлен у подводящего штуцера корпуса топливного насоса. Течь топлива из штуцеров топливного насоса в течение двух минут с момента подачи топлива не допускается. Вместо перепускного клапана должна быть установлена заглушка;
– проверить (в случае необходимости отрегулировать) давление начала открытия нагнетательных клапанов, которое должно быть 9-11 кгс/см2. За давление открытия считать резкий скачок стрелки манометра, соответствующий моменту начала вытекания топлива из штуцера насоса;
– при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения и частоте вращения кулачкового вала 1290-1310 об/мин средняя цикловая подача насоса мод. 33-01 должна быть 78-80,5 мм3/цикл., а насоса мод. 334 – 95-97,5 мм3/цикл., неравномерность подачи топлива – не более 5% с рабочим комплектом форсунок. Изменение подачи топлива каждой секцией насоса регулировать поворотом корпуса секции, для чего отвернуть на 3-4 оборота гайку крепления топливопровода высокого давления у штуцера и ослабить гайки крепления фланца (при необходимости переставить на один-два зуба стопорную шайбу штуцера). При повороте корпуса секции против хода часовой стрелки цикловая подача увеличивается, по часовой – уменьшается;
– после регулирования гайки крепления фланца секции должны быть затянуты;
– при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения должна быть проверена частота вращения кулачкового вала насоса, соответствующая началу выдвижения рейки в сторону выключения подачи. Регулятор должен начинать перемещение рейки при частоте вращения кулачкового вала 1335-1355 об/мин, при необходимости производить регулировку болтом ограничения максимальной частоты вращения;
– при упоре рычага управления регулятором в болт регулировки минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя и частоте вращения кулачкового вала насоса высокого давления 350-400 об/мин подача топлива должна полностью выключаться: при необходимости производить регулировку подачи топлива болтом ограничения минимальной частоты вращения;
– необходимо убедиться в полном выключении подачи топлива через форсунки при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала при 1480-1555 об/мин кулачкового вала;
– при повороте рычага останова до упора в болт подача топлива из форсунок в любом скоростном режиме должна полностью прекратиться: при необходимости произвести регулировку болтом ограничения хода рычага останова, после чего проверить запас хода реек в сторону выключения, который должен быть в пределах 0,7-1 мм при упоре рычага останова в болт. После регулировки болт законтрить гайкой;
– при упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимальной частоты вращения, рычага останова в болт регулировки пусковой подачи и частоте вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления 100 об/мин необходимо проверить регулировку пусковой подачи, которая должна быть 195-210 мм3/цикл.; при необходимости производить регулировку болтом регулировки пусковой подачи: при ввертывании болта подача топлива уменьшается, при вывертывании – увеличивается. После регулирования болт надежно законтрить.
При необходимости полной или частичной разборки регулятора, замены державки грузов или связанных с ней деталей перед операциями согласно пп. 2-8 произвести:
– проверку выступания головки регулировочного болта над привалочной плоскостью корпуса насоса, которое должно быть 55,3-55,7 мм. Зазор между корпусом насоса и ограничивающей гайкой должен быть 0,8-1 мм. Болт и ограничитель должны быть законтрены;
– проверку запаса хода реек в сторону выключения, который должен быть не менее 0,5 мм, т.е. при полностью разведенных грузах рейка должна иметь возможность дополнительного перемещения в сторону выключения подачи, при необходимости величина запаса хода рейки может регулироваться прокладками при уменьшении количества прокладок запас хода рейки увеличивается, при увеличении – уменьшается.
Начало подачи топлива секциями насоса определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по ходу часовой стрелки, если смотреть со стороны привода. Вращение кулачкового вала осуществляется через ведомую полумуфту автоматической муфты опережения впрыска топлива. Рейки должны находиться в положении, соответствующем максимальной подаче. Отверстие перепускного клапана должно быть заглушено пробкой с резьбой М14х1,5.
Момент начала подачи топлива определять по моменту прекращения истечения топлива из отрезка трубки высокого давления (установленного на штуцер) при создании в магистрали насоса давления 15-16 кгс/см2.
Восьмая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 42-43° до оси симметрии профиля кулачка. В момент начала подачи топлива восьмой секцией насоса метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска должны совпадать.
Для определения оси симметрии профиля кулачка следует зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала по ходу часовой стрелки, для чего нужно провернуть вал по ходу часовой стрелки на 90° и зафиксировать на лимбе момент начала подачи топлива при повороте вала против хода часовой стрелки. Середина между двумя зафиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка. Лимб должен иметь жесткое соединение с валом привода. Люфт между валом и лимбом не допускается.
Если угол, при котором начинается подача топлива восьмой секцией, условно принять за 0°, то остальные секции должны начинать подачу топлива при следующих значениях углов поворота, кулачкового вала:
секция 4 — 45°
секция 5 — 90°
секция 7—135°
секция 3—180°
секция 6 —225°
секция 2 — 270°
секция1 —315°
Отклонение начала подачи топлива любой секцией относительно начала подачи топлива восьмой секцией допускается не более 20'.
Начало подачи топлива регулировать подбором пяты толкателя нужной толщины. Изменение ее толщины на 0,05 мм соответствует повороту кулачкового вала на угол 0°12'. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше, меньшей – позже.
Пяту толкателя необходимо подбирать по номеру группы, нанесенному на поверхности пяты, согласно табл. 2
Таблица 16.1
